ФГОС основного общего образования как стратегия социального проектирования и конструирования
Нормативно-правовая база ФГОС основного общего образования
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"
Основной образовательный результат реализации ФГОС ОО
Воспитание успешного поколения граждан страны, владеющих адекватными времени знаниями, навыками и компетенциями, на идеалах демократии и правового государства, в соответствии с национальными и общечеловеческими ценностными установками
Особенность ФГОС основного общего образования
• Направленность на обеспечение перехода в образовании к стратегии социального проектирования и конструирования
• Раскрытие возможностей подростка, подготовка к жизни в современных условиях на основе системно-деятельностного подхода
• Преемственность ООП начального и основного общего образования
• Индивидуализация обучения
• Нелинейный формат реализации ООП ОО
• Новые методологические основы построения системы оценки достижений результатов образования
Портрет выпускника: начальная школа – основная школа
• Любознательный, проявляющий исследовательский интерес
• активно познающий мир
• Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера
• Уважительно отношение к окружающим, к иной точке зрения
• Умеющий учиться, способный к самоорганизации
• Готовый самостоятельно действовать и отвечать перед семьей и школой
• Имеющий навыки самоорганизации и здорового образа жизни
• Готов к выбору
• Избирательность интересов
• Познающий себя, утверждающий себя как взрослый
• Готовый нести ответственность перед самим собой, окружающими
• Умеет действовать с ориентацией на другую позицию
• Умеет работать в группе и индивидуально
• Осознанно выполняет правила здорового и безопасного образа жизни
Ключевые идеи ООП
• индивидуализация (индивидуальные образовательные траектории);
• информатизация (цифровая образовательная среда);
• кооперация (проектная и учебно-исследовательская деятельность)
•
формирующее (экспертное) оценивани
Этапы разработки образовательной ситуации
Разработайте образовательную ситуацию по выбранной вами теме. При выполнении задания опирайтесь на следующие технологические действия:
1. Выберите учебный предмет, тему и класс, в котором будет происходить планируемая ситуация. Определите главный объект образовательной ситуации (вещь, понятие, явление, процесс, традиция, предмет, свойство, качество и др.), а также связанную с объектом и интересную для детей проблему. Подумайте над тем, как помочь детям обнаружить их личную внутреннюю связь с изучаемым объектом, как сделать для них проблему личностно-значимой. Для этого привлеките личный опыт и проблематику учеников, предположите, какого рода образовательный продукт вы ожидаете от учеников.
2. Сформулируйте открытое задание или проблему для детей с неизвестным для них и для вас решением. Реализация данного этапа более эффективна тогда, когда в классе уже создана образовательная напряженность, и через выполнение задания ученики выражают свою активность. Формулирование задания может стать результатом коллективного обсуждения проблемы. Верхом мастерства учителя является ситуация, когда задание (или несколько разных заданий) формулируют ученики. Сверхмастерство педагога – когда сформулированные детьми задания не просто интересны, но и новы для учителя.
3. Дайте возможность лично решить возникшую или созданную ситуацию (задание) каждому ученику. Сопроводите возникающие творческие ростки и помогите ученикам достроить их до воспринимаемого другими учениками вида. Это главный этап ситуации – создание учениками образовательного продукта. Будьте внимательны, отыскивайте признаки творчества в любом ученическом результате, боритесь со своими стереотипами.
4. Обеспечьте демонстрацию образовательной продукции учеников: версий, стихов, задач, определений, символов, поделок, рисунков, проектов и т.п. в форме устных сообщений, обсуждения по группам, вернисажа, выставки, письменного взаиморецензирования, выступления с докладом.
5. После демонстрации образовательных продуктов вводите культурно-исторические аналоги из сокровищницы человеческого опыта - тексты-первоисточники, картины, версии, законы, теории, дефиниции, мнения учёных, сведения из учебников, свои собственные знания и представления.
6. Организуйте деятельность по сравнению, сопоставлению, классификации образовательных продуктов, – как детских, так и культурно-исторических, а также учительских. В случае переопределения учениками своих позиций или продуктов, помогите им осознать причины изменения точки зрения. Обеспечьте развитие образовательной ситуации.
7. Организуйте рефлексию учеников по осознанию и усвоению применённых способов познания, возникших проблем и путей их решения. Помогите ученикам обозначить индивидуально достигнутые результаты. Выявите и обозначьте коллективно созданные образовательные продукты.
Технология образовательной ситуации
Условием гарантированного обеспечения детских творческих результатов является наличие в организуемой ситуации технологически связанных элементов. В таблице приведено содержание деятельности учителя и учеников на каждом этапе образовательной ситуации.
Этап ситуации |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
1. Образовательная напряженность. |
Фиксация или создание образовательной напряжённости. Формулировка проблемы, связанной с изученным объектом, которая не имеет известного решения. |
Осознание возникшей ситуации. Постановка цели деятельности по отношению к познанию объекта или решению проблемы. |
2. Уточнение образовательного объекта |
Обозначение образовательного объекта в виде явления, понятия, предмета. Расширение или создание необходимой образовательной среды. |
Выявление личного опыта и проблематики по отношению к обозначенному объекту. (Что для меня данный объект?) |
3. Конкретизация задания |
Формулирование учебного задания в форме, обеспечивающей возможность личного решения образовательной ситуации каждым учеником. |
(Почему или согласно чему я должен действовать? Знаю ли я как мне действовать? Есть ли у меня способы и правила действий?) |
4. Решение ситуации |
Сопровождающее отношение учителя к процессу созданию учениками образовательной продукции. Помощь в достраивании этой продукции до воспринимаемого другими учениками вида. |
Личное решение образовательной ситуации каждым учеником с помощью эвристических и иных методов. Индивидуальная, парная и групповая деятельности учеников. |
5. Демонстрация образовательной продукции |
Организация обсуждения, дискуссии, споры, рецензии. Сопоставление и (или) переопределение начальных позиций, мнений и других результатов учеников. |
Демонстрация своих образовательных продуктов: стихов, задач, определений, символов, поделок, идей и т.п. Переформулирование обсуждаемых проблем, рождение новых. |
6. Систематизация полученной продукции |
Систематизация полученных типов продукции, их фиксация и представление в качестве коллективного образовательного продукта. Выявление метапредметных уровней полученных продуктов. |
Переопределение образовательной продукции на качественно ином уровне. (В чём мой результат, каковы его роль и место в общих результатах?) |
7. Работа с культурно-историческими аналогами |
Введение культурно-исторических аналогов созданным учениками образовательным продуктам, в том числе и внесение в образовательное пространство представлений самого учителя. |
Сопоставление разных типов продукции, самоопределение по отношению к многообразию точек зрения и способов решений. Развитие образовательной ситуации на новом уровне. |
8. Рефлексия |
Организация индивидуальной и коллективной рефлексии деятельности. Обозначение и оценка достигнутых результатов. Осознание методологии деятельности отдельных учеников и всех вместе. Формулирование окончательного или открытого решения образовательной ситуации. |
Индивидуальная рефлексия по осознанию происходящей деятельности. "Снятие" и усвоение использованных методов познания, способов решения возникших проблем. (Был ли достигнут мой первоначальный замысел? Какие изменения произошли во мне?) |